Коля, я знаю - я об этом писал:
http://spinning.kharkov.ua/snasti/ksbh-8-reel/Цитата:
Производил катушку завод КИП (контрольно измерительных приборов), который находился по адресу ул. Шевченко, 317. Выпуск катушек КСБХ-8 на заводе КИП начался в 1991 году по лицензии. Патент на производство катушек продали японцы, а праобразом стала Ryobi RSX2, с которой начинал свой путь в спиннинге Артём Деревянко:
http://spinning.kharkov.ua/mesta/psel/Только выпуск начался в 1991 году, когда качество всего производимого заметно упало. В принципе, уже к моменту начала производства катушка была морально устаревшей. Но, надо отдать должное - цена была доступной. Ни Орион, ни тем более Ryobi RSX2 я себе тогда позволить не мог. А ЛЭМЗ была, хоть и доступна по цене - стоила 14 р. 50 коп., но оснащена полузакрытой шпулей и чашечным ротором. Я же, начитавшись статей Стикутса о безынерционках в журнале "Рыболов", считал все безынерционные катушки закрытого и полузакрытого типа - злом
Отчасти, я был прав, так как открытые безынерционные катушки с юбочной шпулей - были самой прогрессивной конструкцией. И в настоящее время подавляющее большинство катушек имеют именно такой тип.
Если копнуть глубже, то первая серийно выпускаемая в Союзе безынерционная катушка была также создана по мотивам импортного образца. В 1955 году начался выпуск безынерционной катушки КИМ С-1, которая производилась до начала 60-х на Кунцевском заводе имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи). По яйцеобразной форме корпуса безошибочно угадывается праобраз - легендарный французский Mitchell 300, который появился в 1948 году.
Популярная катушка ЛЭМЗ, наследовавшая и Митчел 300 и КИМ С-1 появится только в 1972 году и будет считаться лучшей отечественной катушкой до появления Орион-001.
Если говорить про Орион-001, выпуск которого начался в перестроечном 1985 году (в рекламных каталогах Орион-001 появился в 1984 году), то по словам знатоков, он считался не вполне удавшейся копией катушки Shakespeare Ambidex Super в размере 2401/No.1 (В Японии эта же катушка была известна под названием Diamond Auto Bail SS). К слову, Амбидекс только продавался под американской маркой Шекспир, а на самом деле производился в Японии.
Почему "не вполне удавшейся копией" - я сказать не могу, на этот счет никто аргументов не приводит.
Зато Орион-001 мог похвастать великолепно отполированной хромированной шпулей, чего не наблюдалось у прототипа. Причем слой хрома был настолько толстым, что поцарапать шпулю было очень сложно. Такого больше не встречалось ни в одной другой катушке. Выпускалcя Орион-001 - на Производственном Объединении "Утёс" в городе Ульяновск.
Несмотря на паровозную систему подачи шпули, даже тонкая леска наматывалась очень качественно.
Из проблем катушки Орион-001 стоит отметить ролик лесоукладывателя, который хоть и был покрыт нитридом титана, но его диаметр был небольшим и его подклинивало. Это в итоге привело к выпуску запасных роликов.
Также к недостаткам катушки Орион-001 можно отнести малую площадь фрикционных шайб, что приводило к подклиниванию шпули и сходу крупных экземпляров рыб.
Больше недостатков у этой катушки не было.
Выпускался также более дешевый вариант, который назывался Орион-102. Эта катушка стоила 35 рублей и имела черную крашеную металлическую шпулю вместо хромированной. Представляете - хромирование шпули стоило 10 рублей!
Схема катушки Shakespeare Ambidex 2401 (2499), который послужил праобразом для Ориона:
Производство этих катушек началось ещё в 1979 году и от Амбидексов-предшественников они отличались внутренним механизмом сброса дужки - тем самым толкателем под ротором. Поэтому Орион-001 в рекламных статьях описывался, как:
Полуавтомат с встроенным автостопом, на двух шарикоподшипниках. В качестве преимущества нового Орион-001 также приводилась в пример переставляемая на обе стороны ручка - причина по которой Шекспировский праобраз назвали Ambidex - от слова "Амбидекстр", т.е. человек у которого врождённое или выработанное в тренировках одинаковое развитие обеих рук.
Моя бывшая была наделена такой способностью и ей было всё-равно - какой рукой писать и какой рукой бросать спиннинг, а какой крутить катушку, чему я искренне завидовал.
Возвращаясь к Шекспировским Амбидексам стоит отметить, что на самом деле эти катушки выпускались не американской компанией Shakespeare, а японской компанией "Омори". Т.е. корни Shakespeare Ambidex находятся там же, где и Ryobi RSX2. А заказывали там катушки американцы ещё с 60-х годов по той причине, что при сравнительно невысокой цене, качество изготовления японской продукции было очень высоким. При этом сами японцы, практически до 80-х годов, как производители катушек не котировались на мировом рынке и производили продукцию, как сейчас китайцы, для продажи под другими торговыми марками.
А теперь обещанные фотографии деталей катушки КСБХ-8 (изображения кликабельны - по клику открыватеся в большом разрешении):
1. Корпус - высококачественное литьё. На красной крышке видно латунный стопор храпового механизма стопора обратного хода.
В корпусе с лапкой видна бронзовая пружина трещотки заднего фрикциона и наружный пластиковый переключатель стопора обратного хода с защелками-фиксаторами, которые позволяли фиксировать стопор в двух положениях, цепляясь за выступы внутри корпуса.
2. Толстый слой эмалированного покрытия корпуса и установленная, в процессе отливки в форму, втулка. Также хорошо виден толкатель механизма самосброса дужки лесоукладывателя.
3. Шток катушки КСБХ-8.
4. Ведомая шестерня весьма интересной конструкции.
5. Ведущее колесо главной пары с ужасным качеством литья шестерни (Сама ось - точеная и вставлялась в форму до отливки).
6. Зубцы храповика стопора обратного хода с другой стороны ведущей шестерни. Стопор был многопозиционным, а не как сейчас у большинства катушек - мгновенным, поэтому реализовывался с помощью храповика, а не обгонной муфты. Поэтому при включении стопора был слышен характерное слабое потрескивание.
Также виден кривошип, отлитый вместе с колесом единой деталью, - круглый выступ "паровозного" (кривошипно-шатунного) механизма подачи шпули.
Как видно по фотографиям, ведущая шестерня имела 34 зуба, а ведомая - 10 заходов. Поэтому передаточное отношение механизма катушки было точно 1:3,4. По современным меркам катушка была очень медленной.
Интересно, что храповой механизм многопозиционного стопора обратного хода, вернее издаваемый им звук, который мне не нравился, послужил причиной того, что я, по привычке, довольно продолжительное время ловил с отключенным стопором обратного хода уже после появления в арсенале катушек с обгонной муфтой и мгновенным стопором обратного хода, который во включенном состоянии работает абсолютно бесшумно. Споры по поводу включения или не включения стопора обратного хода во время ловли, при желании, можно найти на этом форуме - мнение о том, что включение стопора при работе - зло, также отстаивал тогда Олег Сизон, который в этом был со мной солидарен.
Сейчас наши споры и ошибочное мнение вызывают лишь улыбку